Добро пожаловать! | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 17.12.2017, 23:27

Сайт Людмилы Ермовой

Меню сайта
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Уездные новости


  • Развиваем и учим детей читать, играя. Педагогический всеобуч для родителей

    Педагогический всеобуч для родителей: «Учим детей читать, играя!»

     

                                                                                      

    Нужно ли учить ребенка читать,  каким образом это правильно сделать?

     

    Можно ли научить читать детей 5–6 лет? Исследования психологов отвечают на этот вопрос утвердительно. Дети уже с пяти, а тем более с шести лет вполне способны овладеть деятельностью чтения.

     

    Обучение чтению возможно с детьми 3–4 лет, но только в игровой форме.

    Научившись читать рано, малыш имеет возможность не спеша совершенствовать свой навык, регулируя этот процесс в соответствии со своими желаниями и возможностями.

    Формирование интереса к чтению.

    Пред тем как начать обучение ребенка чтению, необходимо, чтобы у него появился к этому хоть какой-нибудь интерес.

    Без наличия такого интереса обучение либо не пройдет, либо станет для малыша настоящей пыткой.

    Психологи говорят: нужно сформировать мотивацию к чтению.

    Каким способом следует это сделать?

    Есть два способа: 1) как можно больше читать ребенку различные интересные сказки, истории, рассказы, стихи, и 2) рассказывать и объяснять малышу, почему так важно и интересно научиться читать.

    От того, насколько они будут вызывать у ребенка положительные эмоции, во многом зависит эффективность формирования у него интереса к чтению вообще.

    Дети 5–6 лет очень любят смешные истории о детях и животных, а также загадки и веселые короткие стихи.

    Дозируйте нагрузку ребенка и не заставляйте его читать больше того объема, который он хочет.

    Кроме того, важно, чтобы ребенок понимал и запоминал то, что он читает.

    Поговорите с ним после прочтения, спросите, что ребенок запомнил.

    Подробное разъяснение этапов обучения чтения для родителей, пояснение необходимости формирования мативации:

    Этапы обучения чтению

    1 этап обучения чтению — ребенка следует обучить звуковому анализу слов, которые он произносит. Он должен научиться выделять и называть по порядку звуки, из которых состоит слово, а также различать звуки гласные и согласные, твердые и мягкие

    2 этап обучения — знакомство с буквами.

    3 этап — выделение слогов в словах и чтение слогов.

    4 этап — направлен на обучение детей чтению слов разной длины, а также на закрепление этого навыка.

    Начинать лучше со слов, состоящих из 2–3 букв, а затем постепенно переходить к словам из 6–8 букв. А когда вы почувствуете, что малыш легко справляется с длинными словами (или не боится их читать), то тогда можно переходить к чтению текстов.

    Тексты для чтения ребенка должны иметь достаточно большой шрифт (размер букв должен быть обязательно больше, чем в обычных книгах для взрослых и желательно несколько больше, чем в учебниках для детей первого класса).

    Начинать следует с коротких, но обязательно занимательных, веселых рассказов и сказок.

    Мотивы ребенка:

    1. Познавательный мотив — желание научиться читать для того, чтобы узнать много нового и интересного об окружающем мире (например, про животных и птиц, динозавров и космонавтов, растения и т. п.).

    2. Перспективный мотив — стремление научиться читать для того, чтобы было легко и интересно учиться в школе. 

    3. Мотив личностного роста — желание научиться читать, чтобы стать таким, как взрослые, чтобы мама (папа, бабушка) удивились и сказали: «Какой молодец наш Саша, уже читать умеет. Скоро он сам сможет прочитать книгу «Сказки», которую мы ему пожарили».

    4. Деятельностный мотив — желание научиться читать, чтобы потом можно быть поиграть в те игры, где нужно читать какие-то слова, придумывать разные увлекательные истории или сказки и т. п.

    5. Мотив общения со сверстниками — стремление научиться читать для того, чтобы рассказывать о прочитанном своим друзьям и знакомым.

    Когда вы увидите, что у малыша устойчиво сформированы хотя бы некоторые из приведенных выше мотивов, можете смело начинать обучение чтению.

    Практические занятия для родителей по обучению чтению их детей можно предложить в печатном виде, некоторые упражнения можно проиграть вместе с детьми:

    Игровой материал

    Подготовьте следующий материал:

    1. Кубики с изображением букв на гранях. Можно заменить кубики картонными карточками размером 4´4 см. Гласные буквы выделите красным фломастером, а согласные синим.

    2. Призы для ребенка (например, фигурки из цветной бумаги, медальки и т. д.).

    3. Картонные карточки одинакового размера 6´10 см. На одну сторону наклейте рисунок предмета (можно использовать карточки от лото и рисунки из старых журналов, книг, или нарисовать самостоятельно), а на другой стороне напишите большими (высотой 2–3 см) печатными буквами его название. Согласные выделите синим фломастером, главные — красным. Необходимо сделать по 7–10 карточек с трех-, четырех-, пяти- и шестибуквенными словами.

    Можно с малышом вместе готовить игровой материал.

    Игры, для которых игровой материал ребенок делает своими руками, приобретают для него особую ценность.

    Игры для обучения чтению:

    Звуковой анализ слова.

    1. «Какой звук выделен?»

    2. «Из каких звуков состоит слово?»

    3. «Выбегайте, звуки!»

    4. «Звуки разные и одинаковые» — Найди различие.

    5. «Замени звук, придумай новое слово!»

    6. «Где живет звук?»

    7. «Гласный  — согласный».

    8. «Твердые и мягкие согласные».

    Знакомство с буквами.

    1. «Назови букву».

    2. «Назови слова на заданную букву».

    3. «Придумай слова».

    4. «Начни с последней буквы».

    5. «Помоги мишке сосчитать буквы в словах».

    Чтение слогов.

    1. «Прочитай слог».

    2. Игра «Открытый слог».

    3. «Продолжи слог».

    4. «Смешилки в буквах».

    5. «Составь слог».

    Чтение слов.

    1. «Слова из трех букв».

    2. «Составь слово».

    3. «Слова из четырех букв».

    4. «Слова из пяти букв».

    5. «Вторая половина слова».

    6. «Разрушенные буквы».

    7. «Заколдованные карточки».

    Игра: «Выдели звук»

    Перед игрой проиграйте с ребенком упражнение на один звук. Например, ответьте на вопрос:

    Как рычит тигр  — «р-р-р»

    Как жужжит пчела  — «ж-ж-ж»

    Как воет волк — «у-у-у»

    Объясните ребенку, что все это звуки.

    Произнесите буквы алфавита как звуки [б], [в], [г] и т. д. — т. е. кратко.

    После объясните малышу, что слова можно разделит на звуки — произносите их медленно.

    Попросите ребенка отгадать, какие звуки выделены интонацией?

    Например: но-о-о-ж, с-ы-р-р-р, ко-о-т, к-к-к-о-т

    Главное, чтобы ребенок усвоил принцип выделения звука голосом.

    Выделенный звук произносится более длительно, чем другие.

    Когда у ребенка получится безошибочно определять выделяемый звук, можно предложить ему «загадывать» свои слова с выделенными звуками.

    Хорошо играть в эту игру с группой малышей, отгадывая выделенные звуки в словах по кругу.

    Игра: «Из каких звуков состоит слово?»

    Цель игры: звуковой состав слов, определение его ребенком.

    Выбирается ведущий.

    Для примера разбирается слово «сыр».

    Сначала проговаривается долго первый звук — «с-с-с-ыр» (отгадывается звук [с]).

    Вновь проговариваем это слова, выделяя второй звук — «с-ы-ы-ы-р» (отгадывается звук [ы]).

    Третий звук — «сы-р-р-р» (отгадывается звук [р]).

    Слова для анализа: дом, кот, ком. Гам. Шум, оса, ухо, бак, уж, сок.

    Слова из 4–5 звуков: луна, коса, клоун, торт, тина, шина, слива, груша, акула.

    Можно обратить внимание на слова яблоко [йаблако], ель [йэл`], лев [л`эв], мяч [м`ач], лес [л`эс], мёд [м`од], лёд [л`од], и др.

    Подвижная игра: «Выбегайте, звуки!»

    Цель: закрепление звукового анализа слов.

    Проводится в группе детей.

    Назовите слово «кит».

    Трое игроков вытягивает цифру 1, 2, 3 — значит они — первый, второй, третий звук в слове.

    Ставятся 3 стульчика. Произносится команда «Выбегай звук [и]».

    Для того чтобы выполнить это задание, ребенок, получивший лишь номер звука в слове, должен произнести слово и определить, каким звуком он является. Затем он должен подбежать и сесть на стульчик, соответствующий своему номеру (в данном случае — второй).

    Таким же образом приглашаются звуки [к] и [т].

    Они прибегают на свои стульчики. В результате звуки располагаются в том порядке, в каком стоят в слове. В конце слово произносится верно.

    Игра: «Найди различие»

    Цель: анализ и сравнение звуков.

    Ход игры:

    Определите какие звуки разные.

    Для поддержание интереса к игре можно предложить помочь Буратино, Незнайку или другому сказочному герою.

    Слова: жил – шил, шум – шут, белка – булка, жар – шар, коза – оса, коса – роса, роса – роза, стол – стул, труд – пруд, блин – клин, печка – речка, рак – рад, слива – слава, речка – печка.

    Можно искать одинаковые звуки: еж – уж, дом – кот, рот – рак, тигр – лиса, вода – море.

    Можно искать какой звук добавили: мель – ель, усы – бусы, бор – сбор, осы – косы, розы – грозы, мел – смел, лен – клён, лаз : глаз, оса – роса, май – Майя.

    Каждый  победитель получает приз.

    Игра: «Поменяй звук, придумай новое слово».

    Цель: совершенствование фонематического слуха, воображения и мышления.

    Ход игры:

    Замени первый звук — поменяй слово на другое.

    шар — … (пар), зуб — … (дуб), ком — … (дом), мёд — (лёд), боб — … (лоб),

    лук — … (сук), мак — … (лак), соль — … (моль, роль, боль), коза — … (роза),

    порт — … (торт), робот — … (хобот), калина — … (малина) и т. п.

    Можно предложить менять и другие звуки по счету.

            Игра: «Где живет звук?»

            Цель: совершенствование фонематического слуха.

    Ход игры: ребенку называйте звук–шалун. Например звук–шалун [и].

    Задание: в каких словах спрятался звук–шалун?

            Игра: «Гласный — согласный»

            Цель: ознакомление ребенка с делением звуков на гласные и согласные.

            Ход игры:

            Объясните ребенку, что в стране звуков живут гласные и согласные звуки.

            Главные узнаются легко: их можно окрикнуть, пропеть — при этом во рту ничего не помешает — ни губы, ни зубы, ни язык.

            А согласные дружат с преградами. Когда их произносишь смыкаются или губы, или зубы, или язык к нему прижимается.

            Задание: Какие гласные в словах: сок, дом, ком, шар, дар, лак.

    (Подсказка: попробуйте пропеть слово — какой звук тянется, тот и гласный).

            Игра: «Какой звук выделен?»

            Мягкие и твердые согласные.

            Цель: закрепление знаний ребенка о твердых и мягких согласных звуках.

            Ход игры:

    Можно играть группой, можно с ребенком вдвоем.

            1) Ведущий называет слово, которое начинается с твердого или мягкого согласного (ребенок). Затем бросает мяч одному из детей. Поймав мяч, малыш должен определить мягкий или твердый согласный звук в начале этого слова.

            2) Можно усложнить задание:

            Вы бросаете мяч и говорите слово с твердым согласным звуком в начале слова. Поймав мяч ребенок должен придумать слово с этим же согласным в начале, но произносимым мягко:

    рак — … (репа), конь — … (кино), лодка — … (лиса), бак — … (бинго).

    ваза — … (виза), гараж — … (герань), дом — … (дело), заяц — … (зелень), ночник — … (ничья), порт — … (пират) и т. д.

            Игра: «Назови букву»

            Цель: ознакомление с буквами.

    Можно использовать картинки-раскраски из приложения. Или другие карточки с буквами.

    Правила игры: вы показываете карточку с буквой, а ребенок произносит, какая буква написана.

    За каждую правильную букву — маленький приз.

    За сумму правильных ответов, подарите ребенку раскраски с буквами в виде книжечки.

    Обведите гласные буквы — красным, согласные — синим.

    Начните с нескольких букв (например «а», «я», «м», «к»).

    Игра: «Придумай слово с заданной буквой»

    Цель: расширение словарного запаса, закрепление изученных букв.

    Ход игры:

    Малыш определяет на какую букву называются слова.

    Вы по очереди называете слова.

    Например: З (зонт, знак, земляника, Золушка и т. д.)

    Задавайте наводящие вопросы для ребенка, если он не может вспомнить и назвать нужное слово.

    Можно называть слова по темам: животные, ягоды, растения, продукты, овощи, цветы, города.

    Вариант 2: «Придумайте слово с последней буквы»

    Игра похожа на предыдущую.

    Дети называют букву, к примеру «а» — первый участник говорит слово «абрикос».

    Второй участник придумывает слово на буку «с» и т. д.

    Можно придумывать слова, ограничиваясь какой-либо темой.

    Игра: «Рифма»

    Придумайте с ребенком веселые рифмы:

    пышка — книжка

    мальчик — зайчик, пальчик

    сом — ком

    дом — том

    читать — писать

    Игра: «Помоги мишке сосчитать буквы»

    В этой игре нужно задействовать игрушку: мишку, зайца или куклу.

    Задание: Мишка не может читать, писать. Помоги ему, назови какая первая буква в слове?

    Какая последняя?

    Какие буквы посередине?

    Игра: «Чтение слогов»

    Выберите согласную букву и придвигайте к ним гласные.

    Например:

    «к» — к ней прибежала «а», получилось «ка»,

    а затем буква «о», получилось «ко»,

    после притянулась «у», получилось «ку»,

    прибежала буква «и», получилось «ки»,

    не отстала буква «ы», получилось «кы»,

    ну а с «е» — «ке»,

    с «я» — «кя»,

    с «ю» — «кю».

    Читайте с ребенком «хором» (вместе)

    Когда все слоги ребенок читает легко, поменяйте согласные.

    (Слоги даны в приложении).

    Игра: «Открытый слог»

    Подобная игра предыдущей. Только гласные приближаются к согласной в начале слога: «ак», «ок», «ик», «ык», «ук», «ек», «як», «юк».

    Игра: «Продолжи слог»

    Придумайте как можно больше слов из 3-х букв.

    Называйте ребенку первые две.

    Малыш добавляет 1 букву в конце слова и угадывает какое слово вы загадали. Он может придумать несколько вариантов.

    Слова: до(м), ко(м), ле(в), зе(в), лу(к), лю(к), со(р), сы(р), ос(а), бо(р), бо(к), ба(к), ив(а), Ир(а), ша(р), со(к), мы(ло), ши(ло), ут(ка), ла(па), не(бо), ча(сы), лы(жи), мо(ре), шу(ба), ру(ка), ма(ма), па(па), ла(ва), ки(но).

    (Для игры можно использовать слоги из приложения).

    Игра: «Смешилки в буквах»

    Инструкция с ребенком приходится читать не только слоги, но и трудные для прочтения буквосочетания из согласных (фл, зв, кр, сл, ст, бр, гл, пл, хл, зм, кр, дв, ск, кв).

    Задание:

    1) прочти и найди самое смешное в буквосочетаниях;

    2) можно предложить придумать слова, начинающиеся с этих буквосочетаний:

    (флакон, звук, крыло, слон, стакан, брюки, глоток, платок, хлеб, змея, крыша, дверь, скат, квадрат)

            Игра: «Составь слог»

            Используя карточки с буквами, предложите составить ребенку слоги.

    В группе детей можно устроить соревнование. Кто больше составит слогов — тот и победитель.

    Игра: «Слова из трех букв»

    Подготовьте карточки с трехбуквенными словами. (Слова даны в приложении).

    Ребенок читает слово, если он правильно прочитал, вы карточку отдаете ему, а если нет — оставляете себе.

    У кого окажется больше карточек (вы считайте их вместе с ребенком), тот и выигрывает.

    Игру можно разнообразить, добавив смысловые вопросы: «Жил-был кто? (кот), он везде совал свой что? (нос) и т. д.

    Игра: «Составь слово»

    В этой игре можно использовать карточки с буквами и слогами, нужно составлять слова (из 3. а позднее из 4–5 букв).

    Можно составлять слова с ребенком по очереди.

    Ребенок проверяет ваши слова, а вы его (иногда взрослым нужно делать ошибки в словах).

    Выигрывает тот, кто больше составил слов.

    (Используются слоги из приложения).

    Слова из четырех букв.

    Когда ваш ребенок будет бегло читать слова из 3-х букв, по той же схеме нужно начинать читать 4-х буквенные слова.

    Обязательно обращайте внимание на то, что слова нужно читать по слогам: по-ле, ма-ма, ла-ва, фла-г, шлю-з и т. д.

    Можно обвести слоги разными по цвету фломастерами, для облегчения прочтения.

    (Слова даны в приложении).

    Слова из пяти букв.

    Дети, которые только начинают обучаться чтению, часто боятся читать длинные слова.

    Пятибуквенные слова относятся уже к «длинным»,

    Поэтому переходить к их чтению можно только тогда, когда малыш уверенно читает трех- и четырехбуквенные.

    Составьте сказку:

    «В одном сказочном лесу жили … (кто?) («жираф» и «зебра» — дети читают и отгадывают).

    Они любили нюхать (что?) («цветы», «лилии», «астры») и т. д.

    (Слова даны в приложении).

    Игра: «Замаскированное слово»

    Подготовьте карточки со словами и заштрихуйте их различными линиями, штрихами.

    Задание: «Один злой волшебник замаскировал все свои знания в заколдованных словах. Ты узнаешь его тайны, если научишься читать замаскированные слова.

    Попробуй, может, ты сможешь это сделать».

    Игра: «Разрушенные буквы»

    Подготовьте карточки со словами, буквы которых написаны не полностью.

    Задание: «Эти слова написали давно-давно наши предки, попробуй их прочитать по остатком этих букв».  

    Можно со временем писать целые фразы.

    Игра: «Заколдованные половинки слов»

    Подготовьте карточки со словами из 3, 4, 5 букв.

    Подготовьте полоски из цветной бумаги, закрывающие половину этих слов.

    Предложите прочитать и отгадать слово малышу по его половинке.

    Подробнее:  http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2014/01/10/nado-li-uchit-rebenka-chitat-do-shkoly

     

     

     

     

     

     


    Copyright © Людмилы Ермовой 2015 - 2017.
    Официальный сайт Людмилы Ермовой. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ!