Добро пожаловать! | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 17:21

Сайт Людмилы Ермовой

Меню сайта
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Уездные новости


  • От рождения до шести лет. Особенности развития ребёнка

     Особенности развития ребенка от рождения до 6 лет

     

    К моменту рождения ребёнок готов к активному установлению связей с внешним миром, в основном, за счёт системы рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Но без ухода взрослых он не в состоянии удовлетворить ни одной своей потребности. Только постоянный контакт с другими людьми является основой развития младенца. На первом году жизни мозг развивается наиболее интенсивно. Ребёнок, вначале беспомощный, к концу года овладевает прямостоянием, ходьбой, активной предметной деятельностью, начальным пониманием обращенной к нему речи.

    Умственное развитие ребёнка первого года жизни определяется, в основном, такими сферами: моторика, восприятие, эмоции, речь, тонкие ручные движения.

    Особенности восприятия. Первыми элементами поведения ребёнка являются фиксирование предмета глазами и поворот головы в сторону звука, что свидетельствует о развитии у него восприятия.

    В 2-3 месяца ребёнок следит за движущимися предметами, у него длительное зрительное и слуховое сосредоточение.

    В 4 месяца ребёнок видит и слышит, активно реагирует, ориентируясь во многих параметрах объектов. Младенцев привлекают яркие цвета, движущиеся предметы, новые игрушки. Поэтому так важно, чтобы удовлетворялась потребность ребёнка в новых впечатлениях.

    Вообще, возраст от 2 до 6-7 месяцев относят к числу критических. Поэтому положительные материнские эмоции в этот период нужны ребёнку для его полноценного развития, как пища и воздух. Разлука с матерью (или её эмоциональная холодность и отторжение) в возрасте с 6-7 месяцев и до 3 лет может привести к тяжелейшим расстройствам развития, которые выражаются в виде психической и физической отсталости.

    Для младенческого возраста эмоциональное общение ребёнка со взрослым - НЕ РОСКОШЬ, а условие формирования его психики. Лишение ребёнка эмоционально-положительного внимания взрослого в этом возрасте ведёт к нарушению развития в целом и полноценного речевого развития в частности. Молодым мамам следует помнить, что довербальное (дословесное) развитие на первом году жизни имеет решающее значение для формирования речевой функции в целом и возможно только при адекватном эмоциональном взаимодействии малыша с мамой или другим близким для него человеком.

    Особенности эмоциональных реакций.

    1 месяц: появляется улыбка - комплексная реакция на ухаживающего за ним человека; он замирает, сосредотачиваясь на лице человека, наклонившегося над ним, вскидывает ручки, перебирает ножками, гулит. Эта реакция получила название - "комплекс оживления**.

    С конца второго месяца жизни потребность в общении со взрослыми нарастает. В первое полугодие ребёнок овладевает способами выражения эмоций - от слабой улыбки до ярко выраженной, с оживлением мимики и жестов.

    Трёхмесячный малыш издает гамму счастливых звуков, если его первые улыбки вызывали положительную реакцию у взрослых.

    Особенности развития речевых функций


    Самым первым речевым проявлением является крик. Крик носит рефлекторный характер и является реакцией на различные дискомфортные состояния (голод, боль, мокрые пеленки и пр.). У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлинённым выдохом. А у детей с органическим поражением ЦНС, У которых в последствии выявляются расстройства речи, крик или пронзительный, или очень тихий в виде всхлипываний, или может отсутствовать вообще. Обычно период младенческих криков длится от рождения до 2 месяцев. На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться, и у ребёнка появляются гуление и смех. Крик меняется в зависимости от состояния ребёнка. Малыш по-разному сообщает маме о своих потребностях (чувстве голода, дискомфорте, болевых ощущениях и т.д.), и мама по интонации крика легко узнает, что нужно её ребёнку.

    Именно в этот период начинает формироваться интонационный язык, которым ребёнок будет пользоваться всю свою жизнь.

    У большинства здоровых детей в это время появляется начальное гуление - «гуканье». Звуки возникают в ответ на улыбку и разговор взрослого с ребёнком, происходит переход от рефлекторных звуков к звукам общения. Ребёнок активнее гулит в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми, у ребёнка формируется комплекс оживления (эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого). Элементом комплекса оживления выступает гуление, которое отличается от короткого гуканья певучестью.

    Крайне негативно влияет на развитие ребёнка недостаточность именно эмоционально-положительного контакта со взрослыми, особенно нарушение взаимосвязи матери с ребёнком. Молчащие взрослые или взрослые, речь которых бедна в эмоционально-выразительном плане, не вызывают у ребёнка периода гуления, необходимого для нормального речевого развития, познавательного интереса к внешнему миру. С такими взрослыми у ребёнка не возникает потребности общения.

    Речь так же продолжает развиваться по подражанию, поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребёнка взрослых была четкой, правильной, без длинных и сложных фраз, одним словом, служила бы образцом для подражания. Мамы детей с ускоренным речевым развитием, как правило, выражаются чётко, внимательно реагируют на высказывания малыша, подхватывают высказанную им мысль, уточняя и расширяя её.

    во втором полугодии у ребёнка появляется интерес к окружающему, то есть потребность в познании. Возрастает двигательная активность.

    Особенности развития двухлетних детей

    Высокая подвижность, положительное эмоциональное состояние; совершенствуется ходьба.
    Основным видом деятельности ребёнка является предметная деятельность, в процессе которой ребёнок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие. Под руководством взрослых ребёнок лучше воспринимает окружающее: различает, сравнивает, устанавливает сходство предметов по их признакам - по цвету, форме, величине.

    Одновременно развивается память ребёнка. Он уже не только узнаёт, но и вспоминает о предметах и явлениях, отсутствующих в настоящее время.

    Второй год жизни является важным этапом для формирования различных бытовых навыков.

    До полутора лет развивается функция понимания речи, а далее - до двух лет - идёт увеличение словарного запаса и активной речи. Значительно обогащается в этот период жестовая речь, мимика. Одно слово малыша часто выражает целую фразу (словарный запас - около 300 слов).

    Мальчики начинают говорить позже девочек. У девочек фразовая речь может появиться в полтора года, а у мальчиков только к двум годам.

    Существуют индивидуальные особенности в динамике развития всех психических функций, в том числе, речи. Дети, начинающие говорить позднее других, часто говорят более правильно и понятно. Но это бывает тогда, когда у ребёнка хорошо развиты познавательные способности, хорошо развита моторика, если он слышит и понимает обращенную к нему речь.

    Если по каким-то причинам (болезнь, недостаток общения) речевые возможности ребёнка не используются в достаточной степени, то и его дальнейшее интеллектуальное развитие начинает задерживаться, так как развитие речи самым тесным образом связано с развитием мыслительных функций.

    Предметная деятельность ребёнка создает условия для перехода к понятийному, речевому мышлению. В процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы: ребёнок учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирает песочек, снег, землю, ведром - воду). Таким образом, ребёнок приспосабливается к свойствам предмета.

    Наибольшее значение среди мыслительных процессов ребёнка этого возраста имеет обобщение.

    Значительно обогащается на втором году жизни характер игровой деятельности. Сначала, например, ребёнок кормит, баюкает куклу, а затем осуществляется перенос этих действий на другие предметы: "кормит" не только куклу, но и собачку, и медвежонка.

    Развивается подражательная игра. Ребёнок начинает "читать" газету, "причёсываться", "наряжаться" и т. д. В таких играх уже появляется и сюжет, состоящий из нескольких связанных между собой действий.

    Но по-прежнему велика потребность у ребёнка в общении со взрослыми. Его эмоциональное состояние, его активность, его развитие находятся в прямой зависимости от того, часто ли играют, разговаривают с ним взрослые.

    Трёхлетние дети

    Высокая концентрация внимания, ребёнку сложно быстро переключать свою деятельность (прервать игру и идти кушать, идти домой).
    Моторные функции позволяют ребёнку преодолевать сложности (пройти по узкой тропинке), контролировать собственные движения, самостоятельно одеваться. Он способен выполнять мелкие моторные операции.

    Ребёнку этого возраста присущ интерес ко всему новому, более сложному и трудному.

    Третий год в жизни ребёнка психологи называют кризисным (кризис трёх лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребёнком себя как личности. Он сознательно говорит "я": "Я не хочу, я не буду!" Он узнаёт себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили. Ребёнку нужно все разъяснять.

    Словарный запас к трём годам достигает 1 200 - 1 300 слов. Ребёнок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться этому, а тактично поправлять ребёнка.

    К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребёнок принимает на себя определённую роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу детского садика, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь.

    Среди мыслительных операций важнейшими являются:

    1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в
    пространстве (близко, далеко);
    2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;
    3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня,
    завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);
    4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);
    5) координация движений рук и зрения;
    6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два,
    меньше, больше).

    В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребёнок все более обогащает свои представления о мире и получает знания:

    1) о явлениях природы - светит солнце, идет дождь, снег, гремит
    гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;
    2) о животном мире - не только различает и называет домашних
    животных, но и имеет первичные понятия о них;
    3) о растительном мире - различает и называет цветок, дерево, траву,
    лист и другое;
    4) о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю,
    мыть посуду и т. д.

    К концу 3 года жизни ребёнок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще нет шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков и звуков [р, рь] и [л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи.

    Четырёх - пятилетний ребёнок

    Ребёнок способен выдерживать длительные нагрузки (прогулки). Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий (рисует, лепит и др.). Изобразительная деятельность ребёнка этого возрастного периода отличается: на первое место выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому, как только рисунок завершен, дети часто выбрасывают его. И только к концу дошкольного возраста ребёнок начинает обращать внимание на сам рисунок, то есть оценивать результат своего труда. В рисунке ребёнок выражает свое отношение к действительности, в нём можно сразу увидеть, что является главным для ребёнка, а что второстепенным.

    Игровая деятельность становится всё более сложной: игра уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жёстко контролируют выполнение этих правил. Именно в игре ребёнок четвёртого-пятого года жизни реализует своё стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

    Но такой скачок в психическом развитии ребёнка становится возможным благодаря развитию речи. На четвёртом-пятом году жизни ребёнок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством.

    В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребёнка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребёнок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д.

    Между четвёртым и пятым годами ребёнок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребёнок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребёнка четвёртого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Всё интересное для ребёнка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлечённые понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.

    Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребёнок четырёх-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней своё собственное решение насущных жизненных проблем. Ребёнок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.

    Шестилетний ребёнок. Ребёнок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно важнейшим видом деятельности становится учение. К пяти-шести годам ребёнок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры).

    Ребёнок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений.

    Более трудным для ребёнка является восприятие времени: ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребёнку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела.

    На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребёнка с трёх-четырёх лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое.

    Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребёнка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребёнок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д. У ребёнка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. Ребёнок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но даже в этом случае забывание происходит очень быстро.

     

     

    Подробнее: http://nsk-detyam.ru/main/46-osobennosti-razvitiya-rebenka-do-6-let.html

     

     


    Copyright © Людмилы Ермовой 2015 - 2017.
    Официальный сайт Людмилы Ермовой. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ!