Добро пожаловать! | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 17:23

Сайт Людмилы Ермовой

Меню сайта
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Уездные новости


  • Какую методику обучения чтению выбрать?

     

    Какую методику выбрать для обучения ребёнка чтению?

     

    Если вы всерьёз решили заняться развитием своего ребёнка, то обучение чтению – наилучший для этого способ. «Как научить читать?», «С чего начать?» – это главные вопросы, беспокоящие родителей.

    Есть несколько методик, проверенных временем. Наиболее распространены методики Николая Александровича Зайцева и Надежды Сергеевны Жуковой, а также – Гленна Домана и Марии Монтессори.

    Так что же вам выбрать? Учитывайте психологически-эмоциональный склад нрава вашего малыша. Учтите его ведомую модальность. Кто он:

    • аудиал (лучше всего воспринимает информацию на слух),
    • кинестетик (воспринимает реальность через ощущения)
    • визуал (лучше воспринимает мир при помощи зрени
    • дигетал (воспринимает в первую очередь смысл и разумную логику)

    Выбирайте такую методику (способ обучения), чтобы она была доступна пониманию ребенка, помогла ему быстро и «безболезненно» освоить навыки чтения и чтобы не отбила желания малыша читать.

                Давайте разберёмся вместе!

     

                  Методика Гленна Домана 

     

    Гленн Доман (1919 – 2013) – американский врач-физиотерапевт, автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей.

     

    В 1940 году окончил Университет Пенсильвании, получив учёную степень по физиотерапии. С этого момента Доман занимался изучением развития детского мозга.

    Метод Домана – это ещё одна популярная методика раннего развития ребёнка, обучения его чтению. По ней можно научить чтению в домашних условиях, без посторонней помощи.

    Гленн Доман предлагает обучать детей чтению с рождения и до 5 лет. Он настаивает на регулярных занятиях, объясняя это тем, что психика ребенка особенна: он очень быстро усваивает материал, но так же быстро его забывает. Доман считает, что детей нужно учить читать сразу целыми словами и предложениями. Для этого надо показывать ребёнку карточки с написанными словами.

    Все карточки должны быть поделены на группы: простые слова из окружения ребёнка (например, мама, папа, клички животных и т.д.); предметы домашнего обихода; части тела; название цветов; глаголы и т.д.

    Особенность метода Домана в том, что изучение букв он оставляет «на позже», когда ребёнок уже научится читать слова.

    Доман также в своих книгах подробно рассказывает родителям, как именно нужно учить детей читать по карточкам. Советует, сколько раз в день и в какое время лучше проводить обучение.

    Достоинства методики Гленна Домана :

    • Это самый действенный способ, как научить читать очень маленького ребенка.
    • У ребенка автоматически развивается феноменальная память.
    • Ребенок может научиться считать.
    • Благодаря этой методике ребенок приобретает энциклопедические знания.

    Недостатки:

    • Трудоемкость процесса изготовления карточек.
    • У родителей часто возникают вопросы по методике обучения, ответы на которые приходится искать самостоятельно.
    • Ребёнок, привыкший видеть слова целиком, испытывает трудности при делении его на слоги, в будущем могут возникнуть проблемы с грамотностью.

    Подробнее: http://fanread.ru/book/4325327/?page=1

           Звуковой метод

    Он является лидером среди всех методик обучения детей чтению, существует более 150 лет. Своей популярности он не теряет и в наше время потому, что, как считают многие исследователи, именно звуковой метод наилучшим образом сочетается с организацией психики ребёнка и структурой русского языка. По этому методу принципы обучения чтению просты: сначала ребенок знакомится со звуками и буквами. Далее складывает звуки в слоги. Из слогов составляет слова. После читает слова и предложения.

    На протяжении всего своего существования звуковой метод постоянно совершенствовался, чтобы процесс обучения чтению сделать доступным и максимально эффективным.

    На звуковом методе основывается «Букварь» Надежды Сергеевны Жуковой.

    Н.С. Жукова (1924 — 2014) – российский советский логопед, педагог, кандидат педагогических наук, автор серии детских учебных пособий, изданных многомиллионными тиражами.

    «Букварь» рассчитан на обучение детей чтению с четырёх лет. Слог в учебнике используют в качестве единицы чтения. Это позволяет ребенку быстро и грамотно овладеть навыками чтения, а родителям не нужно объяснять, как слоги образовываются из звуков.

    На каждой странице букваря внизу напечатаны советы, методические примечания, указания для родителей и педагогов. Они помогают и облегчают работу во время обучения чтению.

    Достоинства звукового метода

    • Учит правильно читать.
    • Учит правильно писать.
    • Развивает фонематический слух и борется с дефектами произношения.
    • Не требует большой подготовительной работы для родителей.

    Недостатки

    • Долгое время у ребенка сохраняется послоговое чтение.
    • Соединяя слоги в слова, ребёнок на первых порах не будет понимать смысла слова. Нужно отдельно объяснять смысл слов.

    Подробнее:  http://poskladam.ru/k/key_zukova_obuchenie_chteniu.html

           Методика Зайцева

    Её разработал известный педагог Николай Александрович Зайцев.

    Новатор-педагог родился в1939 году в семье учителей. Учился на факультете русской филологии в институте им. Герцена. Поражает широта педагогической деятельности Зайцева – он работал воспитателем в садике, учителем в колонии и в интернате для особенных деток, учителем русского языка и литературы в общеобразовательной школе, учителем английского языка. А также преподавал русский язык для иностранцев. Неудивительно, что имея такой богатый педагогический опыт, Николай Зайцев сумел создать новаторский метод обучения.

    Девиз методики Зайцева: научить ребенка читать в игре. Автор создал для этого «звенящие» кубики. Они отличаются по размеру, цвету и звукам, которые издают кубики. А это позволяет показать ребенку разницу между гласными и согласными звуками. А ещё – разницу между звонкими и глухими звуками. Создав эти кубики, Зайцев сделал ставку на зрительные, слуховые и тактильные ощущения – они облегчают процесс обучения чтению. На гранях своих кубиков автор методики разместил склады. Пользуясь кубиками, как наглядным пособием, ребенок учится составлять слова, а потом и читать их.

    Достоинства методики Зайцева:

    • Не привязана к определенному возрасту.
    • Склады ребенок запоминает в игровой форме.
    • На гранях кубиков есть все сочетания букв, возможные в русском языке.
    • Кубики незаметно входят в жизнь ребенка. Занятия ребёнок не замечает, они максимально эффективны, даже если длятся всего несколько минут в день.
    • Кубики производят своё воздействие на несколько органов чувств ребенка.

    Недостатки:

    • Логопеды и дефектологи считают, что ребенок, научившись читать по этой методике, может «проглатывать» окончания, с трудом разбирается в составе слова, так как привык слова делить на склады.
    • Так как на кубиках буквы обозначены синим и голубым цветом, в первом классе приходится переучивать детей – в школьной программе звуки обозначены красным, синим, зелёным.
    • Не каждая семья может позволить себе иметь дорогостоящие и трудоемкие пособия Н.А. Зайцева.

    Подробнее:  http://www.umnyedetki.ru/metodiki/zajcev.html

     

                        Методика Марии Монтессори

     

    Известный итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) прославилась в мире уникальной методикой обучения деток. Ею разработана универсальная методика развития полноценной и гармоничной личности, которая основана на наблюдениях за ребенком.

    В центре внимания – ребенок, девиз методики: «Помоги мне сделать это самому». М. Монтессори предложила систему, как развивать у детей общую эрудицию, логику, мелкую моторику, навыки чтения, способность к аналитическому мышлению. Освоить навыки чтения автор предлагает без азбуки, букваря и прописей. Принцип методики такой: родители внимательно наблюдают за своим ребенком для выявления момента, когда ребёнок сам потянется к буквам, откроет книгу, потянется к кубикам с буквами. Именно теперь родители или педагоги должны организовать так называемую «обучающую среду с зоной русского языка». В ней надо расположить различные карточки с картинками и со словами, предметы и материалы для рисования, лепки, вырезания, для развития фонематического слуха и другие. И ребенок должен сам захотеть и начать учиться.

    Обучать чтению ребенка М. Монтессори предлагает с четырёх лет.

    Достоинства методики М. Монтессори :

    • Ребенок быстро запоминает образ слова, учится читать целыми словами, не деля их на слоги.
    • Дети приобретают навыки чтения про себя.
    • У ребенка развивается мелкая моторика кистей рук. Развивается аналитическое мышление, логика. Дети приучаются к порядку становятся более самостоятельными.

    Недостатки:

    • Материалы и пособия для обучения – громоздкие.
    • Методикой не предусмотрено творческое развитие личности, так как ребенок находится среди подобранных материалов, правила обращения с которыми ему показали взрослые
    • Родительский авторитет может подвергаться сомнению, потому что родители в процессе обучения являются только сторонними подсказывающими наблюдателями.

    Подробнее: http://mama.ru/articles/metodika-marii-montessori

     

    Автор данной статьи не ставил целью перечислить и дать характеристику всем существующим методикам обучения чтению. В статье вкратце рассказано о самых популярных из них. Выбор, как научить малыша читать, остается за родителями.

    Людмила Ермова

     

     

                                        

     

                                                         

     

     


    Copyright © Людмилы Ермовой 2015 - 2017.
    Официальный сайт Людмилы Ермовой. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ!