Добро пожаловать! | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.05.2020, 08:51

Сайт Людмилы Ермовой

Меню сайта
Поиск
Календарь
«  Май 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Друзья сайта


Какую методику обучения чтению выбрать?

 

Какую методику выбрать для обучения ребёнка чтению?

 

Если вы всерьёз решили заняться развитием своего ребёнка, то обучение чтению – наилучший для этого способ. «Как научить читать?», «С чего начать?» – это главные вопросы, беспокоящие родителей.

Есть несколько методик, проверенных временем. Наиболее распространены методики Николая Александровича Зайцева и Надежды Сергеевны Жуковой, а также – Гленна Домана и Марии Монтессори.

Так что же вам выбрать? Учитывайте психологически-эмоциональный склад нрава вашего малыша. Учтите его ведомую модальность. Кто он:

  • аудиал (лучше всего воспринимает информацию на слух),
  • кинестетик (воспринимает реальность через ощущения)
  • визуал (лучше воспринимает мир при помощи зрени
  • дигетал (воспринимает в первую очередь смысл и разумную логику)

Выбирайте такую методику (способ обучения), чтобы она была доступна пониманию ребенка, помогла ему быстро и «безболезненно» освоить навыки чтения и чтобы не отбила желания малыша читать.

            Давайте разберёмся вместе!

 

              Методика Гленна Домана 

 

Гленн Доман (1919 – 2013) – американский врач-физиотерапевт, автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей.

 

В 1940 году окончил Университет Пенсильвании, получив учёную степень по физиотерапии. С этого момента Доман занимался изучением развития детского мозга.

Метод Домана – это ещё одна популярная методика раннего развития ребёнка, обучения его чтению. По ней можно научить чтению в домашних условиях, без посторонней помощи.

Гленн Доман предлагает обучать детей чтению с рождения и до 5 лет. Он настаивает на регулярных занятиях, объясняя это тем, что психика ребенка особенна: он очень быстро усваивает материал, но так же быстро его забывает. Доман считает, что детей нужно учить читать сразу целыми словами и предложениями. Для этого надо показывать ребёнку карточки с написанными словами.

Все карточки должны быть поделены на группы: простые слова из окружения ребёнка (например, мама, папа, клички животных и т.д.); предметы домашнего обихода; части тела; название цветов; глаголы и т.д.

Особенность метода Домана в том, что изучение букв он оставляет «на позже», когда ребёнок уже научится читать слова.

Доман также в своих книгах подробно рассказывает родителям, как именно нужно учить детей читать по карточкам. Советует, сколько раз в день и в какое время лучше проводить обучение.

Достоинства методики Гленна Домана :

  • Это самый действенный способ, как научить читать очень маленького ребенка.
  • У ребенка автоматически развивается феноменальная память.
  • Ребенок может научиться считать.
  • Благодаря этой методике ребенок приобретает энциклопедические знания.

Недостатки:

  • Трудоемкость процесса изготовления карточек.
  • У родителей часто возникают вопросы по методике обучения, ответы на которые приходится искать самостоятельно.
  • Ребёнок, привыкший видеть слова целиком, испытывает трудности при делении его на слоги, в будущем могут возникнуть проблемы с грамотностью.

Подробнее: http://fanread.ru/book/4325327/?page=1

       Звуковой метод

Он является лидером среди всех методик обучения детей чтению, существует более 150 лет. Своей популярности он не теряет и в наше время потому, что, как считают многие исследователи, именно звуковой метод наилучшим образом сочетается с организацией психики ребёнка и структурой русского языка. По этому методу принципы обучения чтению просты: сначала ребенок знакомится со звуками и буквами. Далее складывает звуки в слоги. Из слогов составляет слова. После читает слова и предложения.

На протяжении всего своего существования звуковой метод постоянно совершенствовался, чтобы процесс обучения чтению сделать доступным и максимально эффективным.

На звуковом методе основывается «Букварь» Надежды Сергеевны Жуковой.

Н.С. Жукова (1924 — 2014) – российский советский логопед, педагог, кандидат педагогических наук, автор серии детских учебных пособий, изданных многомиллионными тиражами.

«Букварь» рассчитан на обучение детей чтению с четырёх лет. Слог в учебнике используют в качестве единицы чтения. Это позволяет ребенку быстро и грамотно овладеть навыками чтения, а родителям не нужно объяснять, как слоги образовываются из звуков.

На каждой странице букваря внизу напечатаны советы, методические примечания, указания для родителей и педагогов. Они помогают и облегчают работу во время обучения чтению.

Достоинства звукового метода

  • Учит правильно читать.
  • Учит правильно писать.
  • Развивает фонематический слух и борется с дефектами произношения.
  • Не требует большой подготовительной работы для родителей.

Недостатки

  • Долгое время у ребенка сохраняется послоговое чтение.
  • Соединяя слоги в слова, ребёнок на первых порах не будет понимать смысла слова. Нужно отдельно объяснять смысл слов.

Подробнее:  http://poskladam.ru/k/key_zukova_obuchenie_chteniu.html

       Методика Зайцева

Её разработал известный педагог Николай Александрович Зайцев.

Новатор-педагог родился в1939 году в семье учителей. Учился на факультете русской филологии в институте им. Герцена. Поражает широта педагогической деятельности Зайцева – он работал воспитателем в садике, учителем в колонии и в интернате для особенных деток, учителем русского языка и литературы в общеобразовательной школе, учителем английского языка. А также преподавал русский язык для иностранцев. Неудивительно, что имея такой богатый педагогический опыт, Николай Зайцев сумел создать новаторский метод обучения.

Девиз методики Зайцева: научить ребенка читать в игре. Автор создал для этого «звенящие» кубики. Они отличаются по размеру, цвету и звукам, которые издают кубики. А это позволяет показать ребенку разницу между гласными и согласными звуками. А ещё – разницу между звонкими и глухими звуками. Создав эти кубики, Зайцев сделал ставку на зрительные, слуховые и тактильные ощущения – они облегчают процесс обучения чтению. На гранях своих кубиков автор методики разместил склады. Пользуясь кубиками, как наглядным пособием, ребенок учится составлять слова, а потом и читать их.

Достоинства методики Зайцева:

  • Не привязана к определенному возрасту.
  • Склады ребенок запоминает в игровой форме.
  • На гранях кубиков есть все сочетания букв, возможные в русском языке.
  • Кубики незаметно входят в жизнь ребенка. Занятия ребёнок не замечает, они максимально эффективны, даже если длятся всего несколько минут в день.
  • Кубики производят своё воздействие на несколько органов чувств ребенка.

Недостатки:

  • Логопеды и дефектологи считают, что ребенок, научившись читать по этой методике, может «проглатывать» окончания, с трудом разбирается в составе слова, так как привык слова делить на склады.
  • Так как на кубиках буквы обозначены синим и голубым цветом, в первом классе приходится переучивать детей – в школьной программе звуки обозначены красным, синим, зелёным.
  • Не каждая семья может позволить себе иметь дорогостоящие и трудоемкие пособия Н.А. Зайцева.

Подробнее:  http://www.umnyedetki.ru/metodiki/zajcev.html

 

                    Методика Марии Монтессори

 

Известный итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) прославилась в мире уникальной методикой обучения деток. Ею разработана универсальная методика развития полноценной и гармоничной личности, которая основана на наблюдениях за ребенком.

В центре внимания – ребенок, девиз методики: «Помоги мне сделать это самому». М. Монтессори предложила систему, как развивать у детей общую эрудицию, логику, мелкую моторику, навыки чтения, способность к аналитическому мышлению. Освоить навыки чтения автор предлагает без азбуки, букваря и прописей. Принцип методики такой: родители внимательно наблюдают за своим ребенком для выявления момента, когда ребёнок сам потянется к буквам, откроет книгу, потянется к кубикам с буквами. Именно теперь родители или педагоги должны организовать так называемую «обучающую среду с зоной русского языка». В ней надо расположить различные карточки с картинками и со словами, предметы и материалы для рисования, лепки, вырезания, для развития фонематического слуха и другие. И ребенок должен сам захотеть и начать учиться.

Обучать чтению ребенка М. Монтессори предлагает с четырёх лет.

Достоинства методики М. Монтессори :

  • Ребенок быстро запоминает образ слова, учится читать целыми словами, не деля их на слоги.
  • Дети приобретают навыки чтения про себя.
  • У ребенка развивается мелкая моторика кистей рук. Развивается аналитическое мышление, логика. Дети приучаются к порядку становятся более самостоятельными.

Недостатки:

  • Материалы и пособия для обучения – громоздкие.
  • Методикой не предусмотрено творческое развитие личности, так как ребенок находится среди подобранных материалов, правила обращения с которыми ему показали взрослые
  • Родительский авторитет может подвергаться сомнению, потому что родители в процессе обучения являются только сторонними подсказывающими наблюдателями.

Подробнее: http://mama.ru/articles/metodika-marii-montessori

 

Автор данной статьи не ставил целью перечислить и дать характеристику всем существующим методикам обучения чтению. В статье вкратце рассказано о самых популярных из них. Выбор, как научить малыша читать, остается за родителями.

Людмила Ермова

 

 

                                    

 

                                                     

 

 


Copyright © Людмилы Ермовой 2015 - 2020.
Официальный сайт Людмилы Ермовой. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ!